Японские хины Украины

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Японские хины Украины » Воспитание » Ребёнок и собака


Ребёнок и собака

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Почему собака кусает ребенка, с которым выросла?

A почему бы и не кусать? Ведь на глазах собаки это делают все члены семьи - папа, мама, бабушки, дедушки, а то и гости. Вспомните, на кого чаще повышают голос и кричат (лают, с точки зрения собаки), кому чаще угрожают интонацией (рычат), кого шлепают, а иногда и дерут (кусают)? На ребенка. Причем на глазах у собаки, которая прекрасно все понимает и делает вывод, что так относиться к младшему члену стаи - хорошая традиция, норма поведения и позволительно всем.

Собака кусает ребенка вовсе не для того, чтобы его съесть. Укус служит для того, чтобы сделать больно, а больно бывает нужно сделать для того, чтобы дать понять, что данное поведение не нравится. К тому же собаки редко кусают сразу, сначала они рычат, если их не понимают, ударяют зубами (кстати, удар зубами очень часто принимают за укус) и только потом, изверившись в действенности превентивных мер, собака кусает.

Часто бывает, что незлая к другим, собака кусает "своих" детей и членов семьи, а посторонних либо боится, либо очень "любит". Потому, что это две большие разницы, недаром зоопсихологи выделяют так называемую иерархическую агрессию, с которой как раз и связаны внутрисемейные проблемы. Но об этом чуть позже, а пока закончим с отрицательным подкреплением, которым часто пользуются ползающие, бегающие, летающие и ходящие для воспитания подрастающего поколения и управления поведением членов коллектива. Так вот, к условному отрицательному подкреплению (аналогу укуса или удара), относятся: оскал, рычание, лай, специфическая поза. К натуральному отрицательному подкреплению - толчок плечом, удар зубами, трепотня за шиворот, сбивание с ног и наконец укус.

Если на подчиненного или подопечного, равно как и на обучаемого, не действует условное отрицательное подкрепление, вы вправе переходить к натуральному. Точно так же ведет себя ваша собака. Почему? Вы помните, что собака воспринимает человеческую семью, как аналог стаи? А каждая стая, с точки зрения собаки, должна иметь начальника и подчиненных, чтобы успешно осуществлять совместную деятельность - то есть должна быть структурирована. Потребность в иерархии заложена в собаке природой, и, хотим мы этого или не хотим, но собака очень быстро понимает, кто есть кто в нашей семье и старается занять место поближе к лидеру, а то и стать лидером. А самое главное право лидера - это право управлять поведением других и наказывать за неподчинение.

  Таким образом, если собака занимает в иерархической структуре семьи достаточно высокий ранг, она начинает управлять поведением других, а если они не подчиняются - наказывать их укусом. Формирование иерархического статуса собаки складывается в процессе воспитания и дрессировки и зависит от их качества, Породы собаки, индивидуальных особенностей ее и членов семьи. Но это отдельная тема. Здесь же следует добавить, что дети, часто бессознательно, провоцируют агрессию собаки: особенно маленькие, редко понимая, что делают другим больно, они часто нарушают святые правила (слишком близко приближаются к любимой кости, миске, месту отдыха собаки, попадают пальцем в глаз) или бывают ну очень бесцеремонны и совсем не понимают языка своей родной собаки. То есть, если вы приобретаете и щенка и ребенка, будьте добры, воспитывайте обоих в равной степени.

Щенок же, пока мал, особой опасности не представляет, но взрослея - а взрослеет он быстрее, чем ребенок, начинает выяснять со своими ближними, кто главней. Наиболее же близким к щенку чаще бывает ребенок. Не пропустите "час X", ваша обязанность вовремя подавить агрессивные проявления собаки по отношению к ребенку. Агрессия к ребенку может возникнуть еще и потому, что с появлением его собака (если она уже была у вас) теряет свой высокий социальный статус и опускается на более низкую ступень иерархической лестницы семьи. При этом она может воспринимать ребенка как конкурента за право быть ближе к лидеру стаи, то есть к вам, как причину собственного падения и будет стремиться устранить ее.

Но необходимо отметить, что собаки - существа слишком сложные, чтобы вести себя одинаково. Хотя утверждение, что собаки детей не кусают вообще и никогда, преувеличено. На основании опроса владельцев некоторых пород собак можно построить вот такой сравнительный ряд по степени убывания агрессивности собак к детям: кавказская овчарка, ротвейлер, немецкая овчарка, черный терьер, дворняги и метисы, восточноевропейская овчарка, колли, ризеншнауцер, боксер и доберман.

Владимир Гриценко

0

2

Наши собачки никого никогда не кусают

http://i.piccy.info/i7/80810b34bf1208b452e4649a91a43404/4-77-29/53989090/FUhEj_500.jpghttp://i.piccy.info/a3/2013-09-12-09-25/i7-5119628/472x354-r/i.gif http://i.piccy.info/i7/0c99227ebc41b487059ea35c06ff9d67/4-77-29/54219443/U7crp_500.jpghttp://i.piccy.info/a3/2013-09-12-09-25/i7-5119629/354x472-r/i.gif

0

3

Наши просто не умеют кусать и не знают как  http://fantozer.forumbb.ru/uploads/000b/6d/d1/500-2.gif

0

4

Пёс у колыбели

Один из критических моментов во взаимоотношениях человека и собаки - появление в доме, где до этого не было детей, ребенка. В это время, как правило, возникает немало проблем - порой реальных, порой мнимых, но тем не менее воспринимающихся как весьма серьезные. Нередко родственники и знакомые заранее пытаются запугать молодую семью рассказами о всевозможных ужасах - "загрызенных младенцах", "заразе" и т.п., убеждая избавиться от собаки. При этом они не догадываются, что сами представляют для ребенка гораздо большую опасность, ведь у него куда больше шансов заразиться от какого-нибудь человека, чем от собаки. А уж случаев дурного, жестокого и даже садистского обращения с детьми со стороны людей столько, что собаки покажутся ангелами.

Но это, разумеется, не значит, что с появлением ребенка у хозяев не могут возникнуть и реальные проблемы с собакой. Не предвидеть их, не замечать, надеясь, что все решится само собой, так же неправильно, как и впадать в панику. Безусловно, появление в доме грудного ребенка требует ото всех членов семьи, в том числе и четвероногих, соблюдения гигиены. И в этом хозяева должны своему питомцу помочь. Например, надо заранее провести дегельминтизацию собаки от ленточных и круглых глистов, и в первые два года проводить ее каждые три-четыре месяца. Затем достаточно проводить ее раз в полгода. Кроме того, у собаки необходимо регулярно выводить блох (они могут заражать ее одним из видов глистов - огуречным цепнем); не стоит кормить ее сырым мясом, не прошедшим ветконтроль.

Шерсть собаки необходимо содержать в чистоте. В первые полгода жизни ребенка ее желательно каждый день чистить щеткой или расческой и протирать влажной губкой или махровым полотенцем. А вот мыть собаку чаще, чем обычно, не стоит - на чистоте шерсти это не так уж и сказывается. После того, как ребенку исполнится полгода, шерсть можно чистить и протирать раз в два-три дня, а после года - столько, сколько этого требуют правила ухода за собакой данной породы. На прогулках не стоит давать собаке общаться с бродячими собратьями, бегать по помойкам и т.п.

Инфекционных заболеваний, общих для собак и людей, немного. Наиболее страшную опасность для человека представляет бешенство. Заболевание это, к счастью, крайне редкое, тем не менее не стоит пренебрегать мерами предосторожности - собаке необходимо ежегодно делать прививку (не зависимо от того, есть ли в семье ребенок, или нет). Аналогично решается вопрос и с другим заболеванием, лептоспирозом: от него также существуют прививки. Кроме того, не стоит давать собаке пить из грязных луж и прудов, охотиться на крыс и мышей.

Еще несколько общих болезней, например, кокцидиоз, легко предупреждается соблюдением элементарных правил гигиены. Несколько сложнее разрешаются, так сказать, "моральные" конфликты, которые порой-таки в подобной ситуации возникают. Как они будут разрешены, зависит от психики собаки, ее воспитания, а также от умения владельца понимать своего питомца. Как правило, отношение собаки и ребенка складываются достаточно гладко, если у собаки здоровая, крепкая психика, и она не привыкла считать себя "центром вселенной" своих хозяев.

Оптимально, когда собака полностью и безоговорочно принимает появившегося малыша и выказывает к нему самое искреннее расположение. Примеров такой нежной любви собаки к маленькому ребенку можно привести немало. Например, сторожевик Гранд, здоровый злющий кобель, сразу настолько привязался к ребенку своих хозяев, что буквально не отходил от него ни днем, ни ночью, охранял на прогулках, подсовывал морду, когда малыш плакал и т.д. Пуделек Ненси с самых первых дней появления в доме ребенка добровольно взяла на себя обязанности "няньки" - дежурила у кроватки, запрыгивала к ребенку, когда тот плакал и прижималась к нему, отчего ребенок успокаивался. Благодаря Ненси ребенок рос на удивление спокойным, никогда не плакал от скуки, да и ему не было скучно с такой чудесной "нянюшкой".

А эрделька Джейн вообще пыталась удочерить малышку своих хозяев - переворачивала носом на спину и облизывала как щенка, пыталась кормить, ложась перед ребенком на бок и подставляя соски (у нее даже появилось молоко). Вообще надо заметить, что чаще такую нежную любовь к детям испытывают все же суки. Возможно, дело в том, что запах ребенка и его плач несколько схожи с запахом и голосом щенка. К категории подобных явлений, видимо, можно отнести и те случаи, когда собаки выкармливали и воспитывали (на свой собачий манер) маленьких детей. Безусловно от родителей зависит не испортить складывающиеся прекрасные отношения ребенка и собаки. Пусть придется потратить несколько больше времени на стирку и мытье полов, а также на "чистку" собаки - все эти усилия окупятся сторицей. Ведь наградой будут счастье и покой вашего ребенка, которые ему может подарить такой друг.

К сожалению, нередко взаимоотношения ребенка и собаки бывают и иными. Часто собака относится к ребенку совершенно равнодушно, просто не замечает его, не проявляет агрессивности, но старается держаться подальше. Тут важно не совершить ошибку, которая переведет отношение собаки к ребенку из равнодушного в неприязненное. Ни в коем случае не надо навязывать общество ребенка собаке, этим вы можете только окончательно испортить их отношения, да и ваш контакт с четвероногим питомцем может серьезно пострадать. Я помню один такой случай, когда молодые родители пытались заставить своего черного терьера полюбить ребенка, сажая малыша собаке на спину, заставляя собаку лежать, когда ребенок ползал по ней, и т.п. В итоге наступил день, когда собака стала от ребенка шарахаться с рычанием. И так продолжалось до конца жизни пса - стоило ребенку, который подрос и сам стал тянуться к собаке подойти к псу, как тот угрожающе рычал и брезгливо отскакивал.

А ведь некоторые собаки, вначале относящиеся к ребенку равнодушно, со временем становятся ему хорошим другом. Когда ребенок достигает более сознательного возраста, собака начинает воспринимать его как самостоятельную личность, более или менее полноправного члена "стаи". А если со временем ребенок начинает участвовать в ее кормлении и уходе за ней, то он, понятно, станет ей еще больше приятен. Это, так сказать, ситуации, когда надо в первую очередь не навредить, ситуации, требующие не вмешательства, а, скорее, бездействия. К сожалению, иногда взаимоотношения собаки с ребенком и хозяевами складываются в этот период не столь удачно. Чаще всего это бывает в том случае, когда собака избалована и привыкла чувствовать себя "центром вселенной", когда у нее слишком нежная и ранимая психика (что может быть врожденной особенностью, либо результатом неправильного воспитания), а также когда она обладает слишком независимым характером или ощущает себя явным лидером в вашей "стае" и имеет собственные представления о воспитании ребенка.

В первых двух случаях собаки иногда прибегают к разного рода ухищрениям, чтобы привлечь к себе внимание хозяев. Например, одна чрезвычайно умная колли, когда у ее хозяев появился ребенок, начала периодически хромать, причем хромота усиливалась, как только внимание хозяйки отвлекалось на малыша, и чудесным образом пропадало, стоило показать ей любимую палку или мячик и дать понять, что с ней сейчас будут играть. Бывает, что на нервной почве собака заболевает всерьез. Так, например, у серебристого пуделька, очень страдавшего от того, что внимание хозяев переключилось с него на ребенка, появились невралгические боли в пояснице. В этом случае, чтобы вылечить собаку, потребовалось применить вполне реальные лечебные процедуры - массаж, успокоительные средства.

Определить в таких случаях, действительно ли собака больна, или это чистейшей воды симуляция, сможет лишь ветврач. Если недомогание оказалось симуляцией, лучше всего не обращать во время "приступов болезни" на собаку внимания - иначе, если вы начнете ее жалеть, "мучения" никогда не прекратятся. А вот когда собака перестает симулировать, тогда надо постараться выкроить хотя бы несколько минут для занятий с нею. Гораздо хуже, если ревность просыпается у собаки, обладающей твердым характером и в то же время избалованной вниманием хозяев.

Так произошло например с кобелем эрделя, прекраснейшим служебным псом, победителем многих выставок и состязаний, который был для своей хозяйки "зеницей ока". До своего замужества хозяйка почти все свое свободное время уделяла своему питомцу; когда она вышла замуж, пес легко смирился со своим новым статусом, ибо все внимание молодой семьи было по-прежнему посвящено ему. Но после рождения ребенка "центр вселенной" переместился; собака не смогла спокойно перенести невнимание хозяев и прямо-таки возненавидела малыша.

Правда, с одной стороны эрдель честно выполнял свой долг - охранял ребенка от посторонних, не подпускал их к кроватке и коляске. Однако, когда ребенок пытался протянуть к нему руку , немедленно раздавалось очень недоброе ворчание. Когда ребенку исполнился год, и он начал ходить, пес болезненно реагировал на его приближение. Как-то ребенок уронил около пса игрушку и, пытаясь ее поднять, протянул руку; пес весьма ощутимо хапнул его. В этот период был утрачен и его контакт с хозяйкой: пес стал угрюмым, плохо управляемым, начал позволять себе некоторые поступки, ранее для него немыслимые, например, начал выгуливаться в комнате.

В таких случаях приходится прибегать к методу кнута и пряника. Безусловно, за каждое проявление агрессивности по отношению к маленькому ребенку собака должна быть строго наказана. Однако, если ее только наказывать, она станет еще более озлобленной, у нее не будет стимула вести себя хорошо. Поэтому в то же время надо поощрять ее за правильное поведение лакомством или похвалой, причем делать это желательно как можно чаще. Хорошо бы выделить дополнительное время для занятий с собакой. Например, брать ее с собой, гуляя с ребенком, и пока он спит в коляске, играть с ней или дрессировать. Конечно, такая дополнительная нагрузка в этот без того нелегкий период может показаться менее привлекательным, нежели клевание носом на скамейке или "светское общение" с другими мамашами. Однако может быть все же стоит найти в себе силы для этого, чтобы в один прекрасный день не обнаружить рядом с собой озлобленное существо, полностью потерявшее контакт с вами.

Конечно, если собака не испытывает к ребенку симпатию, не стоит навязывать ей его общество - этим вы вызовите только озлобление. Со временем все утрясется, разумеется при правильном подходе к собаке, когда она поймет, что вовсе не обделена вашим вниманием, когда прогулка с вашим ребенком приносит радость и ей, что любое проявленное ею внимание к ребенку немедленно поощряется (например, собаке дают кусочки, если она подходит к хозяевам в то время, когда они держат ребенка, и проявляет к нему терпимость). Самые сложные ситуации могут возникать в тех случаях, когда собака считает себя "выше" в иерархическом отношении, чем все или некоторые члены семьи. Подобные взаимоотношения и сами по себе создают в доме напряженную атмосферу, а с появлением ребенка вероятность конфликта увеличивается.

Например, ротвейлириха Айна считала жену своего хозяина явно подчиненным членом "стаи". Когда родился ребенок, собака отнеслась к нему очень нежно, однако если в комнате не было хозяина, не подпускала к нему мать. Айна, очень крепкая собака с независимым характером, считала, что принимать участие в воспитании маленького человечка может либо хозяин, либо она сама, но ни как не женщина, которую она легко "ставила на место". В этом случае хозяину, которого собака безоговорочно принимала, пришлось применить довольно жесткое физическое воздействие, чтобы внушить строгий запрет рычать на мать ребенка. После этого собака стала позволять ей кормить малыша и ухаживать за ним, однако вела себя при этом так, словно наняла ее ухаживать за собственным отпрыском.

Когда мальчик подрос, право наказывать его получил только хозяин, а его жене не разрешалось даже повысить на ребенка голос. Наверное, другая, более обидчивая мать семейства в этой ситуации потребовала бы избавиться от собаки. Хозяйка же (вернее, жена хозяина) Айны делать этого не стала - и как выяснилось, не напрасно. Во время одной из ее прогулок с ребенком из-за угла вывернул подвыпивший мотоциклист; скорость была слишком большой, чтобы остановиться, трагедия казалась неминуемой. Айна, моментально сориентировавшись, прыгнула на него и сбила с мотоцикла буквально в метре от ребенка. Безусловно, с "комплексом лидера" у собаки можно мириться, только если она признает за старшего хотя бы одного из хозяев, а также - обязательно! - при появлении в семье ребенка не испытывает к нему ревности или неприязни.

Разумеется, конфликты (как и болезни) легче предупредить, нежели "лечить". Поэтому о том, как собака отнесется к ребенку, желательно задуматься не после того, как он уже родился, а заранее. И если вы искренне хотите сохранить союз со своим четвероногим другом, то нет ничего невозможного. А для того, чтобы у вас было бы меньше проблем (не зависимо от того, есть у вас дети или нет) собака должна быть правильно воспитана, и если в дополнение к этому за несколько месяцев до появления малыша вы постепенно измените распорядок, в нужную для вас сторону, то эти неудобства не будут у собаки связываться с ребенком, а значит и вероятность конфликта резко уменьшится.

М. Добровольская

0

5

Собаки и дети

Мне не очень повезло в том смысле, что я провел свое раннее детство без собаки. Моя мать принадлежала к поколению, которое только что открыло для себя микробов. Тогда в зажиточных семьях большинство детей болело рахитом, потому что молоко стерилизовалось до тех пор, пока все витамины не разрушались полностью. Только когда я достиг мыслящего возраста и с меня можно было взять достаточно надежное честное слово, что я не дам собаке облизывать себя, мне наконец было дозволено обзавестись первой в моей жизни собакой. К несчастью, этот песик оказался настоящим дураком и надолго отбил у меня всякое желание иметь собаку. Я уже рассказывал вам об этом бесхребетном существ - таксе Кроки.

Мои же дети росли в теснейшем общении с собаками - в годы из раннего детства у нас было пять собак. Я словно сейчас вижу, как эти крошки, к неописуемому ужасу моей бедной мамы, проползали на четвереньках под животом огромной овчарки. Когда мой сын учился ходить, он имел обыкновение вцепляться в длинный хвост Титы, чтобы принять вертикальную позицию, необходимую для хождения на двух, а не на четырех конечностях. Тита переносила эту операцию с ангельским терпением, но едва малыш выпрямлялся и отпускал ее истерзанный хвост, как она принималась вилять этим хвостом с таким облегчением, что, как правило, задевала своего маленького мучителя, и он снова валился на пол.

Чуткие собаки особенно ласковы с детьми любимого хозяина, словно они понимают, как дороги ему эти существа. И бояться, что собака причинит вред ребенку, нелепо; наоборот, существует опасность, что собака, спуская детям слишком многое, может приучить их к грубости и неумению замечать чужую боль. Этого следует остерегаться, особенно когда речь идет о крупных и добродушных псах вроде сенбернаров и ньюфаундлендов. Но обычно собаки прекрасно умеют уклоняться от слишком уж назойливого внимания детей - факт, обладающий значительной воспитательной ценностью; поскольку нормальные дети получают большое удовольствие от общества собак и огорчаются, когда те от них убегают, они вскоре начинают соображать, как следует себя вести, чтобы собаки видели в них хороших товарищей. В результате дети, хотя бы немного тактичные от природы, еще в очень раннем возрасте привыкают считаться с другими.

Когда, придя в гости, я замечаю, что собака не избегает пяти-шестилетнего ребенка, а спокойно к нему подходит, мое уважение и к ребенку и ко всей семье немедленно возрастает. К несчастью, дети наших соседей лишены той мягкости, которая необходима для общения с собакой. В окрестностях нашей деревни вы не встретите группы мальчишек, которых сопровождал бы собака - и тем более несколько собак. Конечно, я знаю немало ребятишек, которые у себя дома ласковы с собаками, но стоит им собраться большой компанией, как в ней непременно отыщется хотя бы один любитель мучить животных, и он подчинит своему влиянию всех остальных. Как бы то ни было, но средняя нижнеавстрийская собака, завидев среднего нижнеавстрийского мальчика, пускается наутек. Однако такое положение вещей отнюдь не обязательно, и существует оно далеко не везде. Например, в Белоруссии почти в любой деревне вы обязательно увидите на улице смешанную компанию мальчишек и собак - белоголовых карапузов пяти-семи лет и разнообразных дворняжек. Собаки нисколько не боятся мальчуганов, а, наоборот, питают к ним глубочайшее доверие, что позволяет многое узнать о характере и наклонностях этих малышей.

Самый удивительный из известных мне примеров дружбы между собакой и ребенком относится к дням моего собственного детства. Ребенком был мой будущий шурин, Петер Пфлаум, сын владельца замка Альтенберг, а собакой - огромный угольно-черный ньюфаундленд. Лорд, как звали ньюфаундленда, обладал поистине идеальным характером: он был храбр до безрассудства, предан, умен и благороден. Петер же, как он любил похвастать и теперь, заслуженно слыл отпетым шалуном и проказником. И вот этого одиннадцатилетнего мальчика огромный ньюфаундленд выбрал своим хозяином, когда его уже взрослым, полуторагодовалым псом привезли в Альтенберг. Мне до сих пор непонятно, чем объяснялся его выбор, поскольку Лорд принадлежал к тому типу собак, которые обычно тяготеют к взрослым мужчинам - чаще всего к главе семейства.

Возможно, тут какую-то роль сыграли рыцарственные побуждения, так как Петер был самым маленьким и слабым не только по сравнению со своими тремя братьями, но и со всей буйной компанией из множества мальчишек и двух-трех девочек - грозой альтенбергского леса, где ни играли в индейцев и устраивали взрывы очень реалистические, а зачастую и вполне реальные. Но хотел бы я посмотреть, какой мальчишка рискнет ударить другого мальчишку, если собака, могучая, как лев, и черная, как ночь, тут же положит ему на плечи две тяжелые лапы, обнажит у самого его носа огромные белоснежные зубы и угрожающе заворчит в тоне самой низкой органной трубы. Петер платил за эту преданность горячей любовью, и они с Лордом были неразлучны. В результате его образование несколько страдало, так как даже сам господин Нидермейер, строгий гувернер мальчика, рано лишившегося отца, не осмеливался поднять голос на Петера - в противном случае из угла комнаты донеслось бы зловещее рокочущее рычание и к ним величественно приблизился бы черный лев, после чего господину Нидермейеру осталось бы только беспомощно пожать плечами и отвернуться.

Моя мать рассказывала мне о таком же случае в доме ее родителей, где могучий леонбергер (эта порода также принадлежит к крупнейшим) избрал своей хозяйкой младшую из сестер, которую, как и Петера, безжалостно тиранили старшие дети. Я питаю предубеждение против людей - и даже очень маленьких детей, - которые боятся собак. Предубеждение это абсолютно неоправданно - вполне естественно, что маленькое существо при первом знакомстве пугается больших незнакомых собак и умеют обходиться с ними, вполне оправдано, так как на это способны лишь те, кто чувствует природу и животных. Мои собственные дети становились заядлыми собачатниками еще задолго до того, как им исполнялся год, и они даже подумать не могли, что собака способна причинить им зло. По этой причине моя дочь Агнесса, когда ей было около шести лет, напугала меня до полусмерти. Случилось это при следующих обстоятельствах. Однажды Агнесса и ее брат вернулись с прогулки в сопровождении большой красивой овчарки, которая пристала к ним по дороге. Я решил, что собаке лет шесть-семь - в дальнейшем оказалось, что я не ошибся. Овчарка шла за детьми до самого дома, держалась "рядом". Она казалась пришибленной и дала мне погладить себя с большой неохотой, наморщив губы. Но к детям она льнула с непонятным упорством. Я ничего не мог понять. Собака казалась душевно неуравновешенной, а главное, с какой стати она внезапно прониклась любовью к моим детям? Позже все объяснилось самым естественным образом. Овчарка была очень нервной и боялась ружейных выстрелов. Она жила в деревне, километрах в девяти выше по реке, и во время местного праздника стрельба в тире привела ее в такой ужас, что она убежала куда глаза глядят и не сумела отыскать дорогу домой. У ее владельца было двое детей, которых овчарка обожала и которые были примерно ровесниками моим. Вот почему она и пристала к Агнессе и ее брату, когда повстречала их. Но тогда я ничего этого не знал и не слишком охотно уступил мольбам детей, которые упрашивали оставить овчарку у нас, если ее хозяин не отыщется. Конечно, им очень нравилось, что такая большая и красивая собака с таким упорством ищет их общества.

Ситуация, помимо всего прочего, осложнялась еще и тем, что наш собственный пес Волк I также был чрезвычайно привязан к детям на особый, независимый и сдержанный лад волчьей собаки-самца. Нетрудно понять, что появление этого угодливого раба, этого наголо самозванца, который узурпировал его место в сердце детей, смертельно уязвило гордость Волка. Сначала моих многочисленных угроз, обращенных к обоим псам, и робкого вида пришельца оказалось достаточно, чтобы предотвратить драку.

Но взрыв был неизбежен. Мне пришлось удалиться в некое небольшое помещение за ванной на вернем этаже, как вдруг мои мирные размышления были прерваны шумом ожесточенной собачьей драки, к которому - о ужас! - тут же примешались вопли моей маленькой Агнессы, звавшей на помощь. Я кинулся вниз по лестнице, одной рукой придерживая брюки, и видел перед крылом ужасающее зрелище - двух собак, сцепившихся в беспощадной схватке, и торчащие из-под них ножки моей дочери. Обезумев, я кинулся к ним, схватил собак за загривки, с нечеловеческой силой разнял их и увидел, что Агнесса лежит на спине и тоже крепко держит Волка и незнакомца за шеи, стараясь их растащить. Потом она объяснила мне, что произошло: усевшись на землю между двумя псами, она принялась гладить обоих, чтобы помирить. Конечно, это средство возымело противоположное действие, и псы бросились друг на друга. Агнесса хотела их разнять и не выпустила, даже когда они опрокинули ее на спину и продолжали драться над ней. И все-таки она ни на секунду не подумала, что тот или другой может укусить и ее.

К.Лоpенц. Человек находит дpуга.
http://www.mordochka.ru

0

6

Не будет ли собака ревновать маленького ребенка?

Со своей собакой (колли 6,5 лет) воспитанием и дрессировкой занималась я. Прогулки тоже на мне. Как хозяйку признает только меня. В последнее время постоянно ходит за мной, где бы я ни была она всегда рядом. Я жду ребенка. Не будет ли собака ревновать меня к нему? Можно ли будет собаке находиться в комнате, где ребенок, или ее придется закрывать? К чужим детям она относится спокойно, позволяет себя погладить.

Наташа, г. Брянск


Появление ребенка связано для собаки с изменениями иерархической системы в семье, с дополнительными запретами и ограничениями. Собака, которая привыкла подчиняться и не претендует на высокое место в "стае", принимает перемены без восторга, но спокойно. Не ревнивые, добрые псы даже с удовольствием и любопытством знакомятся с новым членом семьи. (Однако, чрезмерная заинтересованность должна насторожить - это может быть проявлением охотничьего инстинкта). Собаки неуверенные, мнительные плохо воспринимают всякие перемены. Период адаптации у них протекает довольно тяжело, некоторые впадают в настоящую депрессию: избегают общения с хозяевами, не играют, плохо едят. Ребенка при этом тщательно игнорируют или боятся. С такими собаками надо больше общаться, разговаривать, объяснять, что они нужны и любимы.

Хуже всего обстоят дела с патологическими ревнивцами, всеобщими баловнями и любимцами. Мириться с появлением ребенка они не желают, влезают между ребенком и взрослыми членами семьи, всячески привлекая к себе внимание. С собаками, которые занимают явно не свое место в доме, воспитательные мероприятия начинают еще до появления ребенка. Убирают ее место из комнаты, где будет находиться малыш, игры и общение сводят к разумному пределу, прекращают баловать и потакать прихотям животного. Желательно пройти дополнительный курс дрессировки, чтобы у собаки появилось хоть какое-то занятие, и для того, чтобы лишний раз ей напомнить, "кто в доме хозяин". Если своевременно не пересмотреть свои отношения с животным, то проблем не избежать.

Чтобы свести все сложности к минимуму следует помнить, что большинство изменений в привычной жизни собаки должны произойти еще до появления ребенка, чтобы она не связала воедино эти события. В первую очередь, это ограничение доступа собаки в комнату, где будет стоять кроватка. Находиться в одной комнате с ребенком собака может только в присутствии владельца. Никогда не следует оставлять собаку наедине с ребенком. Как бы молодая мама ни была занята, она должна уделять время и собаке. Чтобы ребенок ассоциировался у собаки с приятным, неплохо брать ее на прогулку вместе с малышом. Мой овчар (увы, его уже нет в живых) по натуре был ревнивый собственник, но совместные прогулки примирили его с появлением маленького. В результате, он просто обожал детские коляски и, если ему разрешали, с удовольствием заглядывал в любую из них.

газета "Кот и Пес" 1999 - 10.
http://www.mordochka.ru

0

7

Ребенок дома: первая встреча с собакой

Чтобы первая встреча собака и ребенка прошла как можно более гладко, пусть кто-нибудь устроит для вашей собаки хороший моцион до того, как вы все приедете. Неплохая идея также - быстро провести занятие по отработке исполнения команд. Когда вы приедете, пусть один из вас останется с ребенком, а остальные поприветствуют собаку. Это даст вам возможность поздороваться с собакой без беспокойства, а также позволит держать ее под контролем. Не допускайте прыжков и истерики. Настаивайте на том, чтобы собака села и оставалась в таком положении, а тем временем поздоровайтесь с ней и приласкайте. Если это трудно сделать, наденьте на нее ошейник с поводком и наступите на поводок в том месте, где он касается земли, когда собака стоит. Теперь, если собака попытается прыгнуть, поводок не даст ей этого сделать. Не обращайте внимания на ее шалости, пока она немного не успокоится. Прикасайтесь к ней и говорите с ней спокойно. Это не только утихомирит ее, но и даст ей возможность почувствовать запах младенца, исходящий от ваших рук и одежды. Похвалите ее тепло и спокойно. Если вы хотите, чтобы собака вела себя смирно, вам прежде всего самим следует сохранять спокойствие.

Потом внесите ребенка. Пусть один из взрослых держит ребенка на руках, а другой в это время удерживает собаку, на которой, разумеется должен быть ошейник с поводком. Сохраняйте спокойствие. Не сосредотачивайте внимание на встрече собаки и ребенка, так или иначе то скоро случится. Просто занимайтесь своими делами и возьмите собаку за собой на поводке. Она, возможно, даже не заметит младенца, и это хорошо. Если она прыгнет, скажите ей "нельзя!" и при необходимости резко дерните за поводок. Затем снова заставьте ее сесть.

Заметив ребенка, собака скорее всего подойдет к нему, чтобы тщательно его обнюхать, а может и лизнуть, а потом заняться более интересными делами. В этом время следует спокойно похвалить собаку. Итак, знакомство состоялось, а жизнь продолжается. Разрешите собаке уйти по своим делам, волоча а собой поводок. Займитесь своими повседневными обязанностями. Есть шанс, что ваша собака с готовностью приспособится к новым условиям.

Научите собаку терпеливо относиться к общению с детьми. Взрослые люди скучны. Мы всегда ласкаем наших собак одинаково, говорим с ними одним и тем же сдержанным тоном. Лишь когда хотим поиграть с собакой, в нашем голосе слышатся эмоции. Не только более возбужденно звучит наш голос, но и двигаемся мы в эти минуты раскованнее, нередко даже встаем на колен. Тем самым мы подготавливаем почву для проблем. И вот появился малыш. Малыши хватают собак, тормошат их, дергают, тянут, толкают и тащат. Они визжат. Они гукают. Движения у них порывисты. Они ползают по полу. Что должна думать при этом собака? Может, ребенок играет с ней? Даже если ваш ребенок пока не слишком много двигается, скоро он начнет это делать интенсивно. Наша задача состоит в том, чтобы научить собаку, чего ей следует ожидать, еще до того, как ребенок станет подвижным.

Такое обучение, как или всякое другое обучение подобного типа, проводите так, чтобы дети более старшего возраста не были свидетелями этого. Дети прекрасно умеют подражать. Нам совсем не нужно, чтобы они проделывали все эти вещи перед собакой. Совсем наоборот: детям следует внушать, чтобы они всегда вели себя с собакой осторожно и мягко. Но если они забудут об этих правилах, кто-либо из их друзей не знает их, подобные "упражнения" научат вашу собаку воспринимать это поведение добродушно. Как дети хватают собаку. Когда будете ласкать свою собаку, мягко захватите у нее толстую складку кожи и помните ее. Похвалите собаку, затем отпустите ее и еще раз похвалите. Разве это не весело? Когда собака будет воспринимать это с радостью, хватайте ее быстрее и крепче. Но ни в коем случае не грубо! Собака не должна испытывать боли. Какая хорошая собака! Приласкайте ее! Вскоре в сознании вашей собаки все это будет ассоциироваться с шуткой, и она станет радостно махать хвостом.

Как насчет объятий? Дети любят обнимать собак. Их следует учить, чтобы они не делали этого, но на всякий случай подготовьте к этому свою собаку. Похвалите ее и в то же время быстро и нежно обнимите, а потом отпустите. Снова похвалите! Через несколько дней, когда собака будет хорошо воспринимать такие действия, медленно переходите к более длительным объятиям. Всегда отпускайте собаку прежде, чем она почувствует испуг или неудобство. Продолжайте отрабатывать это упражнение, пока продолжительность объятий не достигнет двадцати-тридцати секунд. За этим всегда должно следовать множество похвальных слов.

Не набрасывайтесь на собаку. Главная ваша цель в том, чтобы превратить все это в шутку, веселье. Если собака вырывается, в течение трех дней следует уделять ей внимание лишь тогда, когда вы обнимаете ее. Это должно заставить ее изменить свое отношение к объятиям. Если каждый раз собака рычит или поднимает верхнюю губу, прекратите упражнения и свяжитесь с ближайшим квалифицированным инструктором или специалистом по поведению собак.

Крики и визг. Дети визжат, мычат, орут, ревут и хохочут, когда им весело. Все это может смущать собаку. Для собак характерно ассоциировать громкие голоса с неприятностями. Если кто-то причини собаке боль или испугал ее, обычно для нее все это связано с громким голосом. Позже, когда собака слышит крики детей, которые ведут себя шумно, как и положено детям, она может почувствовать напряжение. Чтобы ликвидировать это напряжение, начинайте в уединении своего дома приучать собаку к различным тонам и громкости голоса. Вначале и прежде всего! Прекратите бить собаку и кричать на нее! Есть лучшие способы приучить ее к крикам. Если собаку бьют, она привыкает бояться резких движений, а резкие движения очень характерны для детей. Если на собаку кричат, она начинает бояться громких голосов, а ведь громкие голоса - непременный атрибут детства.

Начните постепенно приучать вашего четвероногого товарища к внезапным громким звукам. Идите по направлению к нему и громко повторяйте: "Собака!". Затем похвалите его спокойно и тепло. Когда собака привыкнет к этому, подбегайте к ней и громко кричите: "Собака!" Сделайте из этого игру, которая всегда заканчивается похвалами и ласками. Ваш голос не должен звучать сердито. Вместо этого выполняйте упражнения, варьируя тон и громкость голоса. Если собака сильно пугается, двигайтесь медленнее, говорите более мягким тоном и хвалите ее с большим энтузиазмом. Запишите на магнитную пленку шум, издаваемый детьми, и ежедневно давайте собаке прослушивать эти записи во время еды. Тогда в сознании собаки детские голоса будут ассоциироваться с чем-то приятным (с едой). Вскоре собака привыкнет.

Б.Килкоммонс, С.Уилсон "Ребенок и собака".
http://www.mordochka.ru

0

8

Приучайте собаку не трогать детские игрушки

Если Вы заранее приобретете детские игрушки и приучите собаку не трогать их, это поможет Вам сберечь себе нервы в будущем. Собаку легче научить этому, когда игрушки новые и поэтому относительно неинтересны для нее. Впоследствии, когда Ваш ребенок будет спрыгивать на них, мазать их едой и немного потаскает туда-сюда, они будут казаться собаке гораздо более привлекательными.

Которая игрушка твоя? Прежде чем начать действовать, добейтесь того, чтобы собака с легкостью отличала игрушки, приобретенные для ребенка, от тех, которые предназначены для нее. Если собака любит игрушки из латекса, не покупайте таких игрушек для ребенка. Не давайте собаке для игры мягкие игрушки, изображающие животных. В противном случае не удивляйтесь потом, если увидите, что Ваша собака бегает с плюшевым медвежонком вашего ребенка.

Начало совсем простое. Положите на пол какую-нибудь игрушку, предназначенную для ребенка и не привлекательную для собаки. Удерживая собаку, положите затем поверх детской игрушки любимую игрушки собаки. Отпустите собаку и спросите ее: "Какая из этих игрушек твоя?" Поощряйте собаку подойти поближе и взять свою игрушку. Если собака выберет детскую игрушку, спокойно скажите ей: "Оставь ее!" и выньте игрушку у нее изо рта. Потом подойдите к игрушке, предназначенной для собаки, соблазнительно покачайте ее перед собакой и повторяйте: "Вот эта твоя! Хорошая собака! Возьми вот эту!" Позвольте собаке взять свою игрушку. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока собака не будет постоянно брать свою и только свою игрушку. Когда собака начнет понимать эту игру, прибавьте больше разных игрушек. Заметьте, от каких детских игрушек собаке трудно отказаться, а затем перейдите к другому способу, который заключается в пометке игрушек запахом.

Пометка детских игрушек запахом. Если собаке трудно понять сущность игры "Которая игрушка твоя?", попытайтесь поместить игрушки, предназначенные для ребенка, запахом. Нанесите на каждую из детских игрушек по мазку листерина. Мазки должны быть совсем крошечные. Если вы лишь слегка различаете запах, значит, все сделано правильно. У вашей собаки обоняние гораздо острее, чем у людей, и она легко сможет отличить этот запах. Затем поиграйте с собакой в игру "Какая игрушка твоя?". Помечайте игрушки раз в неделю в течение месяца. Потом просто помечайте каждую новую игрушку, которую вы собираетесь отдать ребенку. Скоро собака все поймет.

Игрушки-ловушки. Теперь, когда собака уже понимает игру и играет в нее вполне хорошо, можно начать делать из детских игрушек ловушки, особенно из тех, от которых собаке трудно отказаться. Для изготовления ловушек возьмите несколько пустых жестяных банок из-под газированной воды. Промойте их, затем положите в каждую по пятнадцати мелких монеток и закройте банки. Поставьте банки на полку или на стол. Внизу, под ними, положите детскую игрушку. Привяжите к игрушке нитку, затем протяните нитку вверх и привяжите ее к банкам. Как только собака схватит игрушку, все банки свалятся и потянутся за игрушкой. Для большинства собак этот прием весьма эффективен. Только делать все это следует, когда вы находитесь дома и можете наблюдать за собакой. В противном случае некоторые собаки, оправившись от удивления, могут все-таки повредить игрушку зубами.

Б.Килкоммонс, С.Уилсон "Ребенок и собака".
http://www.mordochka.ru

0

9

Проблемы, общие для собак и детей

Лай собаки и толчки носом в поисках внимания. Многие собаки толкают людей лапой или носом, чтобы напомнить, что им нужна ласка. Не поддавайтесь на эту форму собачьего шантажа! Если вы бросите собаке ласковое слово, приласкаете, улыбнетесь или каким-либо иным способом вознаградите ее, она научится снова и снова повторять это. Такое поведение не только навязчиво, но и непочтительно. У собак, которые не уважают людей, повышается вероятность развития агрессивности и возникновения других проблем. Говоря собачьим языком - собака начинает чувствовать себя хозяином, а вы как собака должны выполнять ее приказы. Кроме того, собака может нечаянно оцарапать или разбудить ребенка.

Проще всего прекратить такое поведение, дав собаке то, чего она хочет, однако не совсем так, как она этого хочет. Когда вы находитесь дома, не снимайте с собаки ошейник и поводок. Таким образом вы сможете постоянно контролировать ее поведение. Если собака лает, требуя внимания, скажите про себя: "Ну что ж, хорошо. Ты хочешь внимания? Ты его получишь!" Затем в течение минуты проведите с собакой занятия по отработке строгого выполнения команд. Используйте все команды, которые вам знакомы. Если собака умеет только садиться по команде, то скомандуйте ей: "Сидеть! Хорошо! Сидеть! Хорошо! Сидеть! Хорошо!"

Заставляйте ее выполнять команды быстро, настаивайте на немедленном повиновении и ни в коем случае не хвалите ее. Затем бросьте поводок и больше не обращайте на собаку внимания. Через некоторое время она предпочтет заняться чем-нибудь другим и не приставать к вам. Это очень похоже на ситуацию, когда ребенок подходит к вам и говорит: "Мне скучно!", а вы отвечаете ему: "Очень хорошо, нужно убраться в гараже!" Велика вероятность того, что у ребенка внезапно найдется целы список дел, которые нужно сделать вместо этого. И последнее: обязательно похвалите собаку, когда она оставит вас в покое, как и полагается хорошей собаке. Замечать все хорошее так важно, как и полагается хорошей собаке. Замечать все хорошее так же важно, как и пресекать все плохое.

Собака слишком часто лижет людей. Такое нежное, хотя и не всегда желательное, поведение является выражением ее любви. Мы целуемся, а собаки лижут. Снова, как всегда, наденьте на собаку ошейник с поводком. Если она лижет ребенка больше, чем вам хотелось бы, скомандуйте: "Не лижи!", твердым, но не сердитым тоном, а потом резко дерните поводок. Сразу же заставьте собаку сесть. Если потребуется, заставьте ее силой принять команду. Как только собака выполнит команду, похвалите ее, но только словами. Если вы попытаетесь прикоснуться к собаке, возможно, что она вновь лизнет вас. Очень важно всегда заменять нежелательное поведение желательным. В этом случае снова скажите: "Не лижи!", а затем: "Сидеть! Хорошая собака!" Это научит собаку вести себя в точности так, как вы хотите. В конце концов, когда у нее появится желание кого-нибудь лизнуть, вместо этого она будет садиться.

Собака рычит на ребенка. Если вы выполняли все упражнения, описанные в книге, такое поведение собаки маловероятно. Ведь вы уже познакомили собаку с детьми, и дети уже не представляют для нее нечто новое. Хотя в большинстве случаев рычание вызывается смущением, все-таки воспринимать его следует серьезно. Немедленно обратитесь за помощью к опытному инструктору или специалисту по поведению собак.

Это определено не та проблема, о которой можно сказать: "Подождем и посмотрим, что будет дальше". Агрессия редко исчезает сама по себе. Если вовремя не вмешаться, она будет можно успешно отучить собаку от этого. Только не ждите! Лишь немногие люди верят, в то, что их любимая собака может начать кусаться, но каждый год это происходит со множеством собак. Чаще всего эти собаки начали с рычания, прежде чем впервые попытались кусаться. Собака притворно кусает ребенка. Чаще всего такие действия - дружеский, хотя и совершенно неуместный жест со стороны собаки. Это классическая проблема ретриверов. Многие поколения собак этой породы были выведены специально для того, чтобы отыскивать и приносить в зубах дичь. Если ретривер берет в зубы "плоть от плоти вашей", это с его стороны - наивысший комплимент. Однако его следует отучить от этого.

Прежде всего накажите его за то, что он проделывает это с вами. Просто поразительно, какое количество людей привыкло покорно терпеть на себе собачьи зубы. Если вы позволяете собаке проделывать это с вами, она, разумеется, будет делать то же и с детьми. Этим она может не только испугать ребенка, но и нечаянно поцарапать его или причинить ему боль, когда он будет вырываться. Когда собака начнет притворно кусаться, скажите ей спокойным и твердым голосом: "Не кусаться!" Придвиньтесь поближе к ней, говорите серьезно. В большинстве случаев собаки воспринимают это как угрозу и отступают. Вслед за этим похвалите собаку словами. Вслед за этим похвалите собаку словами. Если вы попытаетесь приласкать ее, она, возможно, снова возьмет вашу руку в пасть! Вместо этого заставьте собаку сесть, а потом уже скажите, какая она замечательная.

Если этого окажется недостаточно, начинайте работать с собакой по полной учебной программе. Не снимайте ошейник и поводок. Когда собака начнет притворно кусаться, возьмите поводок и скомандуйте: "Не кусаться!" Затем накажите собаку, резко дернув поводок в сторону. Это заставит собаку на мгновение остановиться. В то время заставьте ее вести себя так, как вам нужно, скомандовав что-нибудь вроде "Сидеть!". После этого словесно похвалите ее. Больше никогда не позволяйте ей притворно кусаться. Это должно прекратиться.

Собака хватает детское одеяло. Возможно, вы когда-то играли со своей собакой в "перетягивание каната". Эта игра доставляет собаке большое удовольствие, поэтому когда ей хочется играть, она самостоятельно начинает эту игру, хватая зубами вашу одежду или полотенце, тем больше это нравится собаке. Ваши попытки вырвать у нее из пасти и громкую брань она воспринимает как часть игры. Вы думаете о том, какая же она упрямая, а собака считает, что вы забавляетесь. Это классический пример взаимного непонимания между хозяином и собакой.

Прежде всего нужно покончить с играми в перетягивание каната. Вместо этого научите свою собаку играм, описанным в разделе "Хорошие и плохие игры". Обучите ее каким-нибудь трюкам (два из них описаны в разделе "Трюки"). Займите этим ее нетерпеливый маленький ум. Во-вторых, обучите ее выполнять команду "Брось!", которая означает, что собака должна выпустить то, что держит во рту. Научить ее этому можно, как всегда, с помощью ошейника и поводка. Держите в одной руке поводок, а другой рукой дайте собаке какой-нибудь предмет, который она возьмет, но от которого не будет в особом восторге. Этот предмет должен быть достаточно большим, чтобы собака не могла проглотить его или полностью спрятать во рту. Затем, держа предмет за один конец, скажите собаке спокойно и твердо: "Брось!" Возможно, она не сделает этого, потому что у нее есть лишь туманное представление о том, чего вы от нее хотите. Если это действительно так, возьмите поводок и быстро и резко дерните его сверху вниз. Не следует тянуть предмет к себе. Если вы будете тянуть, это лишь побудит собаку еще крепче держать предмет зубами. Если собака поймет значение вашей команды, она сама выпустит то, что держит в зубах. Обычно собака открывает рот. В этот момент вы должны взять предмет и спрятать его у себя за спиной. После этого тепло похвалите собаку. Повторите все сначала. Скоро собачка по команде будет ронять предмет, словно это горячий картофель. По мере того, как она все лучше станет выполнять вашу команду, используйте все более соблазнительные для нее вещи. Чем труднее ей сопротивляться желанию удержать предмет, тем с большим энтузиазмом вы должны хвалить ее, когда она подчиняется.

Собака прыгает на ребенка. Так как собака на поводке, вам будет легко управлять ею. Поскольку за последнее время вы провели много часов, приучая собаку стоять на земле на всех четырех лапах, она уже знает, чего ей ожидать. Проделывайте следующее: оставьте на собаке ошейник с поводком и наступите на поводок в том месте, где он касается земли, когда собака стоит. Теперь, если собака попытается прыгнуть, поводок не даст ей это сделать. При этом оставайтесь абсолютно пассивным, не обращайте на нее внимание, ждите, когда она придет в себя. После нескольких безуспешных прыжков собака перестанет это делать. Тогда велите ей сесть и с теплотой похвалите ее за то, что она так успешно контролирует свои действия. Если она вновь попытается прыгнуть, когда вы будете хвалит ее, просто больше не обращайте на нее внимания, пока она не успокоится. После нескольких дней таких упражнений собака поймет, чего от нее требуется.

Собака ест пеленки. Когда Сара была младенцем, ее родители отдали своего пуделя Коко, потому что собака постоянно пыталась сорвать с Сары пеленки. Такая необъяснимая "злобность" всех очень беспокоила, ведь она всегда была столь милой собакой. Откуда же взялось такое пугающее поведение?

Ответ кроется в материнских инстинктах собаки. Самки поедают помет своих щенков в течение первых трех недель после их рождения. Коко вовсе не пыталась наброситься на Сару, она просто хотела "очистить" ее. По правде говоря, большинство собак обожает фекалии всех видов. Они любят кататься в фекалиях и поедать их. Некоторые из них - любители кошачьих испражнений, другие наслаждаются случайно попавшейся на пути кучей лошадиного помета, но почти все едят фекалии. Так что пеленки могут быть для них настоящим соблазном. Купите для пеленок ведро в недоступном для собаки месте. Вряд ли вы когда-нибудь захотите, чтобы собака по-дружески лизала вас, если застанете ее жующей грязную пеленку.

Б.Килкоммонс, С.Уилсон "Ребенок и собака".
http://www.mordochka.ru

0

10

Взаимоотношения собаки и ребёнка

Следует разделять статус собаки по отношению к взрослым членам семьи и статус по отношению к детям, подросткам и другие особые случаи. Неестественно будет требовать от собаки совершенно равного восприятия всех окружающих её людей - подобная однородность связей несвойственна системам живых организмов.

Случай, когда щенка заводят уже при наличии маленького ребёнка, прост и в отдельном разборе не нуждается. Здесь следует помнить не об особенностях социальной организации, а прежде всего о взаимном непричинении вреда друг другу ребёнком и щенком. Оба они неуклюжи, неуравновешенны и в игре могут нанести один другому травмы. А вот появление новорождённого, когда собака уже есть, чревато именно социальным конфликтом. Ведь до того собака была младшим членом семьи, с ней возились, гуляли, подчас баловали - и вдруг всё изменилось. Появляется масса запретов, хозяева стремятся ограничить контакты собаки с малышом, подчас просто не позволяют ей и близко подходить. С точки зрения собаки это выглядит так: из партнёров лояльного союза, безо всякого повода с её стороны, она вдруг стала аутсайдером - все её действия неправильны, её то и дело гоняют, не позволяют свободно передвигаться по квартире-территории. При этом у собаки хватает сообразительности, чтобы связать своё изгнание с появлением этого незнакомого существа, на которого теперь направлены все заботы и внимание старших членов стаи. Совершенно логично, что животное начинает плохо относиться к источнику своих неприятностей. Далее конфликт, скорее всего, войдёт в фазу своеобразной цепной реакции: собака не терпит новорождённого, родители ещё ревностнее оберегают его от собаки и так далее, вплоть до возможных попыток собаки напасть на младенца. Собаку, скорее всего, придётся отдать. Как же избежать подобной ситуации?

Прежде всего, следует постараться, чтобы жизнь собаки с появлением ребёнка изменилась бы минимально. Не следует бояться, что взрослый пёс причинит вред малышу: психически нормальная собака всего-навсего хочет понять - что это появилось в доме? Дайте собаке возможность познакомиться с ребёнком, всячески подчёркивая, как он дорог родителям. Статус собаки по отношению к взрослым следует поддерживать прежний - она же всё-таки партнёр лояльного союза; тогда очень быстро по отношению к маленькому человеку собака станет вести себя как "дядька". Она будет старательно охранять его от чужих, даже если раньше не охраняла никого и ничего; будет с интересом наблюдать за малышом, поняв, что хозяева одобряют такую деятельность; сможет следить, чтобы ребёнок, играя, не повредил себе. Но для того, чтобы пробудить в собаке "дядьку", необходимо позволять ей контактировать с младенцем.

По мере подрастания ребёнка, когда он начинает активно исследовать окружающий мир, вполне возможно возникновение между ним и собакой конфликтов иного плана. Ребёнок настойчиво пристаёт к собаке, теребит её, а та вполне может огрызнуться. За подобное поведение собаку наказывать нельзя - она ведь, по сути, ставит на место не в меру нахального щенка; ребёнку можно и нужно объяснить, что собака - живая, что ей тоже бывает больно. В любом случае, из-за чего бы ни возник конфликт, сначала надо разобраться в его истоках, а потом уже "карать или миловать". В случае неправоты собаки конфликт может быть разрешён понятным для неё образом - лучше всего спровоцировать его повторение, будучи готовым действовать, и чётко дать понять собаке, чем именно недоволен хозяин.

Позволяя собаке иметь статус "дядьки" по отношению к ребёнку, следует понимать, какова оборотная сторона этих обязанностей. Собака присматривает за ребёнком и защищает его - в этом её долг перед семьёй-стаей. Но именно она имеет право решать, что угрожает её подопечному и как этой угрозы избежать. Таким образом, собака не подчиняется ребёнку, она выше его по статусу - и иного быть не может. Нельзя ожидать, что ребёнок действительно будет хозяином (доминантом) для собаки. Нет у него ни опыта, ни умения управлять животным - хозяевами всегда останутся родители. В их присутствии ребёнок может управлять хорошо обученной, уверенной в себе собакой, но для животного это просто игра. Подобно тому как взрослая собака учит щенка-подростка бороться, опрокидываясь от малейшего его толчка и позволяя трепать себя за горло, - совершенно так же хорошо отдрессированная собака выполняет команды человека, ещё не твёрдо стоящего на ногах, зная, что эта игра приятна и ему, и её настоящим хозяевам. Со стороны это выглядит так, будто ребёнок управляет собакой... но малейшая опасность со стороны - и собака станет действовать по своему усмотрению, не обращая внимания на попытки ребёнка ею руководить. Об этом обязательно надо помнить, когда речь заходит о том, чтобы завести собаку для ребёнка. Её можно и хорошо бы завести при ребёнке, но бремя руководства и ответственности за все её действия могут взять только взрослые.

apus.ru

0

11

Мама, я кошечку хочу

Многие родители слышат подобную просьбу-требование от своих детей. Вместо кошечки могут фигурировать собачка, хомячок, реже птичка. Но в любом случае смысл просьбы ребенка не меняется: он хочет, чтобы в доме появилось животное. При этом не имеет значения, много ли у него игрушек. Даже если их мало и родители пытаются соблазнить свое чадо какой-нибудь модной новинкой игровой индустрии вместо мурки или жучки, маленький человечек нередко остается непреклонным.

Тогда взрослая сторона прибегает к прессингу, чтобы заставить его отказаться от желания завести какое-нибудь домашнее животное. В качестве мотивировки обычно ссылаются на потенциальную опасность, которую представляют кошки и собаки для здоровья ребенка — блохи, глисты и «вообще всякая зараза». Слишком неравны силы в таком конфликте, и поэтому детям редко удается настоять на своем.

Казалось бы, ничего страшного не произошло. Малыш покуксится и забудет. Зато его здоровью ничто не будет угрожать. Да и хлопот с содержанием в доме животного не будет. На самом деле, сами того не подозревая, своим отказом завести мурку или жучку чадолюбивые родители наносят вред здоровью ребенка. Причем прежде всего душевному, то есть столь уязвимой в юном возрасте психике.

Попробуем разобраться, почему у детей на каком-то этапе — у одним в семь, у других в десять, у третьих в двенадцать лет — возникает стремление к тесному общению с домашними животными.

Есть мнение, что это просто каприз пресыщенных развлечениями современных чад, которые хотят получить «живую игрушку», а добившись своего, быстро теряют к ней интерес. Однако практика свидетельствует, что дело обстоит совсем не так. Чаще поселившаяся в квартире кошка или собака оттесняют на второй план даже любимые игрушки у далеко не избалованных детей. А как тянутся к уличным муркам и жучкам малыши во время прогулок вопреки строжайшим запретам мам и бабушек! Следовательно ими движет не просто желание развлечься, а какой-то более сильный внутренний импульс.

Совсем по-иному объяснили мне данный феномен религиозные философы. После рождения ребенок живет с чистой, безгрешной душой, не замечая греховности окружающего мира. Когда же он немного подрастает и этот мир начинает открываться ему, его душа поднимает бунт. Она жаждет общения с существами, которым не свойственны злоба, зависть, подлость, эгоизм. Ибо они способны дать маленькому человечку столь необходимые духовные комфорт и поддержку. И тогда ребенок заявляет родителям: «Хочу кошечку!» или «Купите мне собачку!»

Сходной точки зрения придерживаются и психологи. Как подчеркивает Джеймс Серпелл, руководивший исследованиями экологии животных в Кембриджском университете, тем, кто постоянно тесно общается с домашними животными, они оказывают своего рода эмоциональную поддержку, которой порой не хватает даже в отношениях между членами одной семьи, не говоря уже об одиноких людях. Причем такими «одинокими людьми нередко практически становятся наши дети, поскольку родители бывают настолько загружены делами, что у них нет времени для своих чад. По мнению ученого, эту поддержку вполне можно считать настоящей психотерапией, имеющей четкий механизм воздействия.

„Как это ни парадоксально, пишет Серпелл, — но „немота“ мурок и жучек — это преимущество, а не недостаток. Ведь в процессе общения для человека важно не только то, что он слышит, но и как его слушают. Поэтому тот факт, что домашние животные слушают и, кажется, понимают нас, но не задают вопросов и не делают оценок, может быть их самым приятным качеством как компаньонов“.

Все это тем более справедливо в отношении детей. Ведь часто взрослые, сами того не осознавая, своими сердитыми выговорами, окриками, критическими замечаниями — „Сколько раз тебе говорили!..“, „Опять ты!..“, „Не забивай себе голову чепухой!“ — ранят душу ребенка, вызывают у него стресс. Но наша психика устроена так, что человек не может долго находиться в плену отрицательных эмоций, И ребенок инстинктивно ищет для них выход, например, в плаче. Между тем куда более полезным в таких случаях было бы общение с животным. Гладя своего любимца, неважно — кошку или собаку, — он получает психологическую разрядку и поддержку.

Само присутствие животного в доме уже создает для ребенка атмосферу психологического комфорта, поскольку они вызывают у него положительные эмоции. Такие эмоции стимулируют выработку „гормонов удовольствия“, которые, в свою очередь, создают благоприятные условия для работы мозга. Интересный опыт в этом плане был проведен в Америке. В ходе исследований 36 детей в воз9 до 16 лет, у которых были собаки, читали вслух сложный текст один раз в присутствии своих жучек, второй раз без них. В первом случае их артериальное давление и пульсовой ритм были значительно ниже. Это говорит о том, что их собаки являются для детей антистрессовым фактором.

Впрочем, присутствие в доме кошки или собаки может сыграть немаловажную роль в коррекции психики и поведения детей с отклонениями от нормы. В семьях с од ним ребенком родители часто жалуются на его повышенную возбудимость, капризность, а подчас и на истерические срывы. Стандартный совет врачей в таких случаях краток: не нужно баловать ребенка.

На самом деле причина кроется вовсе не в этом. Даже если его не балуют, он все равно постоянно является объектом повышенного внимания со стороны членов семьи. Слова и поступки ребенка все время на виду и поэтому подвергаются дотошному анализу, хотя сами взрослые об этом и не думают. Причем не важно, восторгаются они малышом или, наоборот, ругают. Одинаково плохо и то, и другое такое „испытание славой“ может оказаться непосильным для еще неокрепшей психики и привести к нервным расстройствам.

Стоит завести кошку или собаку, и часть внимания в семье неизбежно переключается на домашнее животное, даже если родители и не осознают это. Оно как бы заслонит собой ребенка, оттянув на себя избыток внимания взрослых. И положительный эффект присутствия жучки или мурки не заставит себя долго ждать. К тому же они будут отличными антистрессовыми компаньонами для самого малыша.

Но домашние животные способны оказывать детям не только психотерапевтическую помощь. В настоящее время в медицине быстро развивается новое направление лечение энергоинформационным воздействием. При этом используются электромагнитные волны крайне высокой частоты и сверхнизкой интенсивности, вызывающие положительный резонанс в организме человека.

В качестве источника корректирующего излучения применяется специальная аппаратура и… руки биоэнерго-терапевтов, как теперь называют, экстрасенсов. Но и кошка, и собака, сидя на коленях или возле хозяина, тоже облучают его своими электромагнитными волнами. Поэтому не исключено, что их частоты могут входить в резонанс с человеческими и таким образом устранять энергетические сбои. На VII Международной конференции по проблемам взаимодействия человека и животных в Женеве, в которой участвовало более 600 ученых и практикующих врачей, приводилось немало случаев, когда постоянное общение с животными, а следовательно и их неизбежное энергетическое воздействие, исцеляло людей. Вот один из них.

Еще в раннем детстве у французской девочки Перль врачи обнаружили неизлечимую болезнь — прогрессирующую мышечную дистрофию, из-за которой она не могла даже стоять. Лишенная нормального детства девочка страдала не только физически, но и духовно. Хотя ее окружали любящие родители, старшие брат и сестра, старавшиеся всячески скрасить жизнь маленького инвалида, она замкнулась в себе, почти постоянно находилась в состоянии глубочайшей депрессии. Причем врачи стали опасаться, что в конце концов психика ребенка может оказаться необратимо травмированной.

Ее мать, мадам Николь, решила во что бы то ни стало спасти дочь. Она обратилась в Национальную ассоциацию подготовки собак для помощи людям с физическими недостатками. После обучения на специальных курсах, поскольку именно ей предстояло работать с собакой, мадам Николь привезла домой своего будущего четвероного помощника Фистулика.

Ребенок и собака вместе спали, ели, гуляли, играли и… работали. Индивидуальная программа, составленная врачами, ветеринарами, психологами и педагогами, требовала от всех ее участников упорства, желания и, главное, терпения. Кропотливый, изо дня в день, труд девочки Перль и собаки Фистулика под руководством мадам Николь начал приносить плоды. Доктор Дюамель из клинического центра в Каннах, наблюдавший маленькую пациентку, написал через несколько месяцев: „С тех пор, как в доме появилась собака, Перль достигла существенного прогресса в своем состоянии“. И наконец наступил день, когда девочка самостоятельно стала на ножки. Пока лечение еще не закончено. Есть основания надеяться, что в здоровье Перль произойдет существенное улучшение.

В заключение один совет. Если вашему ребенку очень хочется иметь кошечку или собачку, отнеситесь к его просьбе серьезно. Взвесьте все „за“ и „против“ и постарайтесь не лишать маленького человечка столь необходимого ему общения с живым существом, которое не заменят никакие игрушки.

0


Вы здесь » Японские хины Украины » Воспитание » Ребёнок и собака


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC